Для Хакасии, Бурятии и Тувы согласован дополнительный вывоз угля в 2022 году

Для  Хакасии, Бурятии и Тувы согласован дополнительный вывоз угля в 2022 году

Президент России Владимир Путин согласился «закрепить в приоритетном порядке» дополнительный вывоз 9 млн т угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году. Об этом сообщает РБК  со ссылкой на письмо помощника главы государства Игоря Левитина.

 Письмо о необходимости обеспечить приоритетный вывоз угля из этих трех регионов Владимиру Путину ещё 9 декабря направил первый вице-премьер Андрей Белоусов (у РБК есть копия). Он предлагал поручить РЖД вывезти из Хакасии и Бурятии в этом году в общей сложности около 18 млн т угля (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы, не имеющей железнодорожного сообщения). Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в 2021 году гарантирован вывоз 53 млн т угля к портам Дальнего Востока, а в 2022 – 58 млн т (+5 млн т).

 По данным РБК, предложенные к гарантированному вывозу 18 млн т угля – это среднегодовые показатели его экспорта из Бурятии и Хакасии в 2018-2020 годах, следует из письма Белоусова. В 2020 году из Хакасии РЖД вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн т угля, а из Бурятии – 9,8 млн т. Но в 2021 году погрузка угля по «Транссибу» и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40-60%. По оперативным данным, в 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн т угля, Хакасия – 5 млн т, сообщил РБК представитель РЖД.

Основным производителем угля в Бурятии и Хакасии является СУЭК Андрея Мельниченко, ежегодно добывающего в России более 100 млн т угля (в 2020 году добыча угля компании снизилась на 5%, до 101,2 млн т, итоги 2021 года пока не объявлены). В Хакасии еще около 3 млн т угля в год добывает «Коулстар» Эдуарда Худайнатова. В Туве, сильно уступающей соседям по объему добычи, этим бизнесом занимается Тувинская горнорудная компания.

По данным РЖД, перевозки угля на Восточном полигоне («Транссиб» и БАМ) в прошлом году в целом выросли на 0,3 млн т, до 101,2 млн т. По магистрали также было перевезено еще 44 млн т грузов, имеющих более высокий приоритет, – в том числе, нефтепродукты, удобрения, зерно и контейнеры.

Андрей Белоусов в письме Путину от 9 декабря называет выделение квот для Хакасии, Бурятии и Тувы «обоснованным» решением в связи с планируемым увеличением провозной способности БАМа и «Транссиба» в 2022 году на 14 млн т, до 158 млн т. Практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет отдан на перевозку угля на экспорт из четырех регионов (5 млн т из Кузбасса плюс 9 млн т из Хакасии, Бурятии и Тувы), отмечает Игорь Левитин в письме, отправленном на две недели позже. Вывоз из этих регионов станет более приоритетным по сравнению с остальными грузами из других регионов Сибири и Дальнего Востока (включая Якутию), добавляет он. Доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится с нынешних 70% до примерно 75%.

Одновременно Игорь Левитин предложил поручить правительству «увязать» обеспечение в 2022 году гарантированного вывоза угля на экспорт в восточном направлении из Хакасии и Бурятии со сроками и мероприятиями, связанными с развитием Транссиба и БАМа. В случае необходимости объем экспорта должен корректироваться и предоставляться соответствующий доклад на правкомиссии по транспорту 1 июля и 30 декабря, говорится в письме чиновника. Уже 30 декабря Андрей  Белоусов разослал поручение в РЖД, Минтранс, Минэнерго и ФАС (у РБК есть копия), в котором говорится о необходимости увязки вывоза угля с увеличением пропускной способности Восточного полигона.

Источник: Тува-Онлайн

comments powered by HyperComments