Кайгал-оол Ховалыг, организовал всемирно известную и уникальную группу «Хуун-Хуур Ту», которая славится горловым пением и тувинскими народными мотивами

«Моя творческая жизнь началась еще со школьных времен. Я всегда принимал участие в конкурсах и фестивалях. А пою я столько, сколько себя помню – еще с раннего детства. Нигде и никогда я не обучался горловому пению, наверное, это гены. Что с материнской, что с отцовской стороны в роду были талантливые люди. И вырос я среди дедушек и бабушек, а они прекрасно знали народное творчество. 

О начале пути

В далеком 1979 году я начал выступать в составе вокально-инструментального ансамбля «Аян». Мы готовили творческие программы и выступали в разных городах Советского Союза. В 1989 году вместе с другими горловиками — Конгар-оолом Ондаром, Иваном Сарыгларом, Борисом Херли, Вячеславом Данмаа, Сергеем Ондаром вошли в состав ансамбля «Тува».

Это был первый профессиональный коллектив тувинского горлового пения, созданного совместно музыкантом Геннадием Туматом и музыковедом Зоей Кыргыс. Наш репертуар составляли редкие записи, собранные учеными Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории в ходе полевых экспедиций и встреч со старыми хоомейжи. Наши хоомейжи – это не только исполнители горлового пения, они всегда были и есть самыми уважаемыми людьми в народе.

Именно через их уста передается вся культура и самобытность тувинского народа. Кроме того, горловое пение уникально тем, что человек, исполняющий его, может извлекать до нескольких нот одновременно. Поэтому пением хоомейжи занимаются ученые.

В 1992 году я покинул ансамбль, чтобы посвятить себя творчеству в квартете «Кунгуртук». Начинали мы тогда с Альбертом Кувезиным, Александром и Саяном Бапа. Через год мы поменяли название группы на «Хуун-Хуур-Ту», что означают лучи солнечного света в облаках. Это символизирует, что горловое пение подобно лучам света проникает в сознание людей и пробивается в разные культуры. 

Музыка и пение могут стать светом в обыденной жизни людей. Вот, что мы хотим донести до слушателей. На сегодня в группе из основоположников остались я и Саян Бапа, и присоединились к нам не менее талантливые ребята – Алексей Сарыглар и Радик Тюлюш.

В 1993 году вышла в свет наша первая пластинка – «60 Horses in My Herd» (60 лошадей в моем табуне). С нее-то и начались, наверное, нескончаемые туры по всему миру. За все существование группы мы выступили на многих престижных площадках Америки, Европы и Азии.Конечно, радует, что этно-музыка так востребована за рубежом. 

Мы слышали много лестных слов от знаменитых певцов, сотрудничаем со многими известными мировыми творческими коллективами. Нашу музыку и пение можно услышать в известном фильме «Джеронимо – американская легенда». 

О горловом пении

Тувинское горловое пение от исполнения других народностей отличается тем, что гораздо богаче и тембрально, и в плане репертуаров. Есть много различных и уникальных стилей. Есть мнение, что многие народы заимствовали горловое пение именно у тувинцев. Даже если заглянуть в историю и проследить географию, то видно, что в других регионах именитые горловые певцы жили и живут близ границы с Тывой.

В Хакасии, Монголии, Алтае, Бурятии есть талантливые горловые певцы. Сейчас народное пение активно развивается, что не может не радовать.

Наши песни о духе нашего народа, о дружбе, о верности, о нашей прекрасной родине. И, конечно же, о любви. Много красивых мелодий воспевают женскую красоту, мы рассказываем, как важно для нас иметь свой очаг, который будет оберегать любимая женщина. Все песни сопровождаются нашими народными инструментами.

К примеру, тунгур – шаманский бубен. Это магический, сакральный инструмент, который способен достучаться до сердца человека. Не зря у шаманов бубен является проводником между миром людей и миром духов. 

Об этно-музыке

С начала 2000-х годов этно-музыка в России становится все больше и больше заметной, проводится много фестивалей, концертов, куда съезжаются музыканты со всех концов света. Но, если сравнивать Россию и запад, то у нас на родине этно-музыка не имеет такой популярности как за рубежом. Скорее всего, это обусловлено неправильными ценностями и повальным подражанию западу.

А между тем запад, наоборот, старается вернуться к истокам и увидеть истину через этно-музыку, ведь этническая музыка знакомит с культурой и традициями народа. Кроме того, люди знакомятся с уникальными, национальными музыкальными инструментами и получают истинное удовольствие от их звучания.

Думаю, если действительно начать продвигать народную музыку в России, то несомненно, будет успех. Традиции каждого региона и каждой национальности заслуживают уважения, и это здорово, когда через песни и музыку народ самовыражается. 

Цитата, Коңгар-оол Ондар:
– Сегодня вы – народный и заслуженный – лидер тувинского горлового пения?
– Нет, это не так. Лидер хоомея – Кайгал-оол Ховалыг, Народный хоомейжи Тувы и Заслуженный артист Российской Федерации. Он – скромный человек, и никогда про себя так не скажет. А я про него – скажу.

О религии

Я, как истинный тувинец, больше отношу себя к шаманизму. Это самая первая религия всех людей на земле. В наше время шаманизм и буддизм тесно переплетаются, и многие молятся и в дацанах, и в тоже время обращаются к шаманам. Думаю, это нормально. Я тоже могу зайти в дацан и помолиться. Всегда относился и отношусь с большим уважением к другим конфессиям. 

О семье

Я родился в самом музыкальном месте Тувы, это Дзун-Хемчикский район. Именно из этих мест вышли многие известные мастера горлового пения. Мой отец был учителем в средней школе и учил детей разбираться в автомобильных поломках. Он мог по звуку определить характер поломки. А моя мама великолепно исполняла народные песни и частушки. К сожалению, отца рано не стало, и чтобы помогать маме, я после 8 класса ушел в пастухи. Я всегда любил лошадей, поэтому работа пастухом какой бы тяжелой не была, все же приносила большую радость. 

Моя любимая жена Анна и дети – оплот всей моей жизни. Анна с пониманием относится к моим долгим гастролям и ни разу меня не упрекнула. Именно благодаря надежному тылу я и достиг таких высот в творческой жизни. У нас трое детей и уже двое внуков. Это ли не счастье? Ведь человек, прежде всего, богат своими потомками.»

http://vk.com/tuvanews

comments powered by HyperComments